Что предшествует появлению речи и затем способствует ее развитию?
Речь - она не берётся из ниоткуда.
Речь - это навык, необходимый нам для передачи информации другому человеку.
Чтобы обладать качественной речью, необходимо наличие всех следующих пунктов:
- Социальная включённость
- Коммуникация
- Имитация
- Артикуляция
- Словарный запас
- Грамматика
Первые 3-4 (может быть даже немного 5) пункта мы можем обнаружить на первом году жизни, и их отсутствие будет говорить о том, что что-то не так.
Социальная включённость
- это наблюдение младенца за взрослым;
- это комплекс оживления, когда значимый взрослый подходит;
- это схватывание социальных игр (ку-ку, ладушки, полетели-на-головку-сели);
- это наблюдение за лицом и особенно глазами взрослого.
Коммуникация
Малыш слышит, как с ним разговаривает мама или папа, открывает рот и тоже издаёт звук. Затем видит, как мама и папа радуются этому звуку и подхватывают его. Так появляется гуление, как способ передачи информации - «смотри, как я рад тебе!»
Так же про развитие коммуникации будет говорить появление первых жестов в возрасте около года или чуть старше: указующий, дай-дай.
Имитация
Тесно с коммуникацией переплетается имитация. Почему малыш открыл рот и начал гулить? Потому что рот открывала мама, когда говорила с ним и пела песенку, а гуление - гласный звук, не требующий сильных артикуляционных затрат.
Артикуляция
Артикуляция включается, когда ребёнок пытается произносить слоги в свои 6-12 месяцев - ма-ма, ба-ба. Он произносит сначала простые звуки, потому что ему видно, что делает рот близкого взрослого - губы смыкаются и размыкаются. Вот тебе и имитация, и артикуляция.
Бывает, что мышцы лица и ротовой полости находятся в каком-то патологическом состоянии (например, гипертонус или дистония при детском церебральном параличе), и тогда артикуляция будет затруднена.
Словарный запас
Наличие словарного запаса можно увидеть уже в год, когда некоторые детки начинают говорить первые слова или звукоподражания.
А грамматика - это уже более сложные материи.
Получается, если мы не видим у ребёнка до года коммуникации, социальной включённости, имитации и артикуляции - мы должны сообщить об этом педиатру или неврологу.
Детский невролог Жураев Данияр Саттаркулович